Бишкек, Кыргызстан

Виктор Сырнев

металл в его руках сияет, вибрирует и наполняется жизнью 

Биография

Маэстро из Кыргызстана Виктор Сырнев искренне убежден в том, что художник должен обладать широким арсеналом творческих навыков и глубинными познаниями материй, чтобы быть в состоянии создавать собственные, возможно скромные, но все же технологичные инновации.

Взгляните на творчество Виктора: металл в его руке сияет, дрожит и наполняется жизнью. Он походит то на очевидную подделку, то наполняет все вокруг легкостью бытия, то поглощает свет, то отражает его. Такая легкость перевоплощения материи возможна только при наличии глубинного понимания ее сути.

Творения Сырнева несут в себе не только любовь и сопереживание своего создателя, но и готовность делиться знаниями, радость взаимности, тайну, посвященную самому знанию. 

Где и когда вы собираетесь работать над эксклюзивным художественным произведением для Hennessy?

Вернувшись из Коньяка (Франция), увидев собственными глазами погребы и таинство производства Hennessy, я незамедлительно принялся за дизайн моей работы. С тех пор я постоянно находился в работе, проводя долгие часы в моей студии в центре Бишкека, столицы Кыргызстана.

Небольшая студия крайне удачно расположена на главной магистрали, которая ведет из Бишкека в Чуйскую долину - она тянется с запад и восток, переплетаясь с другими дорогами старого Шелкового пути. Далее путь устремляется в глубь плодородной Чуйской долины, вдоль реки Чу, упираясь в южный берег высокогорного озера Исык-Куль. Давным-давно здесь проходили караваны, направляющиеся в сторону южного Шелкового пути из Чжань Цяня (Китай) в Бактрию (Северный Афганистан).

Какие материалы вы будете использовать для работы? В каком аспекте наследия Кыргызстана вы черпаете вдохновение?

Я скульптор по металлу и ювелир. Воплотить мой проект для Hennessy мне помогут медь, латунь, листовое золочение и несколько полированных драгоценных камней. Основой объекта станет камень из кратера вулкана. Это вулканическое стекло из каштанового обсидиана. Композиция называется “Вселенная Hennessy”. Она помещена в зеркальный кабинет из черного стекла со световыми акцентами из ламп. Это все драгоценные материалы, которые требуют деликатного обращения и высокого мастерства.

Во всех своих работах и особенно в работе для Hennessy я обращаюсь к удивительным мифам древнего Шелкового пути: безграничный обмен товарами и идеями между востоком и западом, затонувший сокровища кочевого народа Кыргызстана - золото древних всадников степи. Старинные минареты, каравансараи и остатки оазисов все еще хранят вкус истории, а древние рисунки с устремленными вперед всадниками и колесницами рассказывают легенды прошлых времен, будоража воображение.

Из всех семи глав Одиссеи Hennessy меня особенно вдохновляют аспекты огня (и метала) - искры, языки пламени и идея непрерывного эхо в бесконечном потоке космоса. Я сейчас говорю о пересечении разных измерений идей и эстетической идиомы в формате диалога культур. Там, в Коньяке, мне поведали таинство древних погребов, перегонного аппарата и мерцающих напитков. Я познал традиции мастеров, которые оставили глубокое впечатление во мне.

Чем можно заняться в Бишкеке, чтобы охватить самую сущность города?

Мы говорим о Шелковом пути и я бы хотел вкратце рассказать пару деталей, которые повлияли на мою работу. Это важно для понимания моего духовного мира и природы вдохновения. После географических открытий конца ХV века и начала ХVI века люди стали меньше использовать сухопутные способы транспортировки товаров. Государства укрепили границы, что значительно затруднило движение караванов и перевозку товаров по старинным путям, во многом заменив их морскими. Великий Шелковый путь, существовавший несколько веков, потерял влияние в меняющемся мире. Но идея о нем все еще живет в сознании человечества и постоянно наполняется новым смыслом.

Учитывая эти события и историческое развитие, как и мою собственную биографию, символом абсолютной свободы для меня всегда были птицы и облака. Человечество в мифах и легендах всегда озаряло крылатых созданий обожанием и радостью. Их часто изображали посланниками богов, а полет символизировал высший путь существования. Свобода небесных существ, перерастающий в стаю серебряных и золотых птиц - это метаморфоза в ювелирном искусстве, которая передает подарок свободы и легкости, которые мы всюду ищем.

Прямо сейчас я работаю над объектом, который полностью передает идею птиц и облаков. В конце мая я установлю свою скульптуру в парке близ города Трир в Германии.

Где в Бишкеке вы черпаете наибольшее вдохновение?

Из аспектов, описанных выше. Это старый Шелковый путь, культура кочевников, азиатские традиции, по сей день наполненные мифами и историческими событиями, соприкасающиеся с Европой в комбинации с пульсом динамично развивающегося центрально азиатского мегаполиса, такого как Бишкек. Все это импульсы, побуждающие меня создавать художественные объекты для мира искусства.

Без сомнения, захватывающие дух пейзажи Кыргызстана и географическое расположение Бишкека много значит для меня: горные хребты, озера и степи обладают особой магической силой.

В архитектуре Бишкек многое взял из своего советско-российского прошлого. Но всюду можно найти корни кочевой культуры: в национальной музыке и песнях и, несомненно, в литературе великого Чингиза Айтматова.

Древние находки “кочевого золота” во многом движут моим творчество - иногда я чувствую, что дух истории все еще живет среди нас. В то же время нельзя недооценивать влияние европейского модернизма и азиатского-японской игры в моем дизайне.

Что вы узнали о своем городе в процессе вашей работы?

В любой работе, будь то ювелирные изделия или объекты, я ищу соприкосновения с измерениями и разными культурами. Мне интересен момент, в котором сталкиваются восток и запад. Они сталкиваются в мифах древнего Шелкового пути. Но с приходом глобализации все стало сложнее. Этот ветер перемен добрался и до Бишкека - Кыргызстан подхватывает его.

Богатство традиций - вот что тронуло меня до глубины души в мире Hennessy. На моей родине традиции пострадали куда сильнее. В искусстве я запечатляю дыхание разных культур, интерпретирую древние языки и истории, потому что моя страна изголодалась по традициям и идентификации, а еще по творчеству, прогрессу и участию в гонке развития в современном мире, движимом технологиями. Я думаю проект “Шелковый путь”, инициированный компанией Hennessy способен привнести позитивные ноты в эту часть континента.

Вот какие роли я выделил для себя: напоминать, собирать прошлое по кусочкам, находить древнее и открывать новое, выстраивать точки соприкосновения, смело становиться частью взаимосвязанного мира. Я получаю энергию, когда люди, искусство и культура складываются воедино, а Кыргызстан вдохновляет меня на этот приключенческий опыт.

Несколько исторических локаций в Кыргызстане заслуживают вашего внимания:

Древняя каменная крепость Таш-Рабат - самый живой и уникальные монумент кыргызской истории. Он расположен на высоте более 3,500 метров над уровнем моря в живописном урочище в окружении гор хребта Ат-Баши.

Знаменитая башня Бурана до сих пор впечатляет воображение посетителей своей монументальностью. Она расположена в восточной части центральных руин древнего городищи Баласагын - самого старого монумента Центральной Азии, относящегося к 11 веку.

Красные горы Жеты-Огуз или Семь быков.

Люстра во Дворце Бракосочетаний в Бишкеке. На международном конкурсе A'Design Award в 2014 году в Италии она получила платиновый приз в номинации “Креативное наследие. Вечнозеленый дизайн”.

Петроглифы в Сымолу-Таш. Это один из макетов на тему “Облака и птицы”. Пунктирные точки памятника могут дать приблизительное представление об атмосфере духовной жизни Кыргызстана.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью