Асхат Ахмедьяров
его работы всегда можно отличить по изобретательности, бойкости и, даже, некоторому нахальству
Работы Асхата Ахмедьярова всегда можно отличить по изобретательности, бойкости и, даже, некоторому нахальству. В картинах художника гармонично сочетаются традиционные живописные приемы, современный дизайн, ровные и беспорядочные линии, реалистичные фигуры и абстрактные формы.
Творческая свобода просматривается и в выборе тем: иногда это сюрреалистичные сцены, как в картине, изображающей Адама и Еву с лэптопом или в серии постсоциалистических портретов казахских дворников. Работы нужно анализировать на множественных уровнях, принимать во внимание их двусмысленность и не без иронии устанавливать критическое расстояние. Культурное смешение, безусловно, является великим источниками эмансипации и художественной активизации, но оно же олицетворяет риск растворения исконно казахской идентичности.
Я работаю в студии, расположенной в Национальном музее.
Я нахожу вдохновение в культурном наследии Мангыстау (Западный Казахстан). Этот регион Казахстана географически относится к плато Устюрт. Там можно увидеть много величественных мест. Ландшафт, климат и тишина этого региона - всё, о чем любой художник может мечтать, когда у него “садится батарейка”.
Концепция моей работы основана на философских размышлениях над социальными контрастами общества. Зачастую я черпаю энергию в политическом акционизме и социальном неравенстве, порожденном конфликтом в молодом постсоветском государстве, таком как Казахстан. Я изучаю и самого себя, как часть общего процесса.
Меня всегда привлекал ЧЕЛОВЕК в процессе становления - в прошлом, настоящем и будущем. Его интеллектуальное и культурное наследие, конфликт традиций и меняющегося современного мира. Люди, как сообщество, которое все еще находится в гармонии с природой, но уже отделено от этого союза, перевоплощено в потребителя, брошенного бороться на стороне развивающихся технологий и урбанизации. Человек - духовный и активный потребитель материальных благ. Контраст этих противоположных начал, этот фронт жизни общества и служит материалом для моих исследований.
Моя страна - это Средиземье с контрастным и довольно жестким климатом. В центре Евразийского континента, вдалеке от морей и океанов лежит страна с глубокой историей, земля кочевников. Страна эта называется Казахстан и появилась она в результате объединения тюркских племен, которое все еще имеет место быть. Из-за малочисленного населения и сурового климата казахи стали одним из самых гостеприимных и толерантных народов Востока. Они склонны к скотоводству больше, чем к фермерству, больше к кочевой жизни, чем к оседлой. Из-за своего непростого расположения между двумя могущественными империями России и Китая, Казахстан часто подвергался политическим манипуляциям. Этносу нередко грозило исчезновение. Но сразу после получения заветного суверенитета, Казахстан столкнулся с новым вызовом. Из-за богатства почвы полезными ископаемыми, в том числе и нефтью, вместо процветания Казахстан получил разрушение общественного сознания и социальную разобщенность. Казахи были одним из самых амбициозных народов Советской реальности. Это черта сыграла с казахами двойную игру, стала одновременно и силой и слабостью во вхождении в изменившийся, большой мир.
В Астане меня более всего вдохновляет старый центр. Меня также притягивает базар - городской рынок. Разнообразие простых товаров для ежедневного существования и простодушная атмосфера местных обитателей - великолепный источник для новых идей. Река Ишим делит столицу на две части - Старый город и Новый город. Новый отличается футуристичной архитектурой, концентрацией административных структур и пустотой в глазах обитателей. Старый же город, куда более колоритен, здесь больше зелени, старых деревьев и люди ведут себя более естественно. Но бедность - вечный спутник старого.
Где в Астане вы можете увидеть напоминание о Великом шелковом пути? Для туриста - это редкие сувенирные лавки и образ верблюда на городских монументах. А лично для меня Шелковый путь - это цветные торговцы, таджики, традиционная узбекская керамика. Традиционная керамическая роспись выполняется по историческим канонам, которые не изменились со времени Шелкового пути.
Фермы в окрестностях Астаны позволяют увидеть, как жили предки в кочевой период, и как образ жизни наших прародителей контрастирует с реальностью шумного города, в которой вынуждены жить мы. Здесь же можно отведать легендарный казахский кумыс и жесткий степной сыр курт. Видимо, это и есть диалог между прошлым и будущим.
В Национальном музее на левом берегу реки по артефактам и выставочным экспонатам можно изучить материальную культуру Казахстана. Здесь можно наблюдать за историей через призму времени, рассматривая артефакты через современные витражи и осознавая сущность сегодняшних кочевников.
Моя студия находится в заброшенном государственном учреждении, но гостей я всегда веду в столовую “Дастархан”. Я верю, что запах специй и экзотической азиатской еды, перемешанный с запахом других гостей, оставит след в памяти туристов. Но если вас больше интересует вопрос, почему кочевники боготворят волка, то ответ на него вы найдете в добротном мясном ресторане.
Зачастую я черпаю энергию в политическом акционизме
и социальном неравенстве, порожденном конфликтом
в молодом постсоветском государстве, таком как Казахстан.
Гостям я показал бы разницу между пригородами и новым городом. Отвез бы в деревню “Талапкер” в 15 километрах от Астаны. Там находится мой деревенский дом. В этой деревне нет питьевой воды, зато есть пара опреснительных станций. И по выходным там собираются большие очереди. Печальная ситуация для страны, столь богатой природными ресурсами. Сразу после того, как вы увидели эти очереди, вам нужно сесть в машину, чтобы через 20 минут оказаться в одном из торгово-развлекательных центров Астаны, например в “Керуен” или “Хан-Шатыр”. Вот какое чувство по-моему мнению могло бы стать визитной карточкой столицы.
Но если есть возможность, нужно обязательно слетать в Мангыстау на плато Устюрт. В этом регионе мистика встречается на каждом шагу: аномальная зона Карагие - это одно из самых низких мест на планете, “Бекет-Ата” - цель паломничества современных язычников, а в местности Шакпак-Ата до сих пор практикуют шаманизм.
Наверное, вы уже поняли, что мой проект в рамках “Одиссеи Hennessy” не связан с городом, в котором я живу. Это больше про глобальное видение интеллектуального наследия человечества. Люди отличаются друг от друга местом проживания, культурой, расой, религией и политическими убеждениями. Но все это разнообразие убеждений не мешает нам быть населением планеты Земля с единым строением черепа и единым генетическим кодом. На примере материальной культуры мы видим моменты создания и распада, но есть кое-что долговечнее костей, культуры и фрагментов архитектуры.
В своем проекте я хочу рассказать о впечатляющем качестве, о том, что может заполнить образовавшуюся в людях пустоту. Из древесины, найденной в степи, я соберу то, что одновременно символизирует и свободу открытого пространства и его наполненность смыслом - это будет инсталляция в виде культового графина Hennessy X.O.